Судьба московских храмов

«Семь холмов, как семь колоколов
На семи холмах колокольни,
Всех счётом: сорок сороков,
Колокольное семихолмие!»
Так писала о Москве Марина Цветаева. Такой была Москва - множество церквей, золотые купола... Колокольный звон на Пасху считался особой достопримечательностью города в конце XIX - начале XX вв.

Московские храмы возводились на протяжении нескольких веков. Появление каменных храмов в Кремле при великом князе Иване Даниловиче Калите в XIV в. символизировало возвышение Москвы над другими землями. Архитектурное разнообразие храмов придаёт городу особый, неповторимый облик. Как бы ни менялся светский облик столицы, проходят годы и века, а храмы остаются и уже своим существованием сохраняют московскую старину.

Очень интересны названия московских церквей. Каждое из них всегда указывало: либо на местоположение храма - Спас на Песках (песчаная местность в районе Арбата), Успения в Гончарах (в гончарной слободе на берегу реки Яузы), Всех Святых на Кулишках (храм был выстроен по приказу Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле в 1380 г., но название "кулишки" означает, что выстроен он был на низком берегу реки, поросшем травой); либо на владельца домовой церкви - Троицы в Никитниках (Никитниковы были настолько богаты, что давали деньги в долг царю Алексею Михайловичу); либо на занятия людей, живущих поблизости.

Были церкви в каждой московской слободе (поселение ремесленников), были домовые церкви. История сохранила для нас такие топонимы, как, например, церковь Николая-чудотворца на Курьих Ножках - её уничтожили в 1930-х гг. Находилась церковь в районе Поварской улицы. По легенде, погост рядом с церковью был очень мал, и повара, населявшие близлежащую слободу, обратились к царю Михаилу Романову с просьбой отдать им территорию птичьего двора для погоста, хотя и он был столь мал, что измерить его можно было "ножками", т.е. шагами. Или церковь Троицы на Капельках - храм находился в районе Самотёки, близ речки Капельки. Легенда гласит, что деревянный храм Троицы разрушался, и старик-сторож, очень скорбевший об этом, открыл рядом кабак и каждого посетителя просил "оставить несколько капелек на церковь". Столь странная просьба вызывала интерес, старик рассказывал о нуждах храма, и ему давали денег. Однажды проезжал мимо Петр 1, выслушал старика, а затем прислал средства на воздвижение каменной церкви, которая и стала называться "на Капельках".

Каждый храм таит ту или иную легенду. Строились храмы в память различных событий, военных подвигов, были обетные храмы... Значение церкви было огромно - именно при них создавались первые школы, богадельни, больницы, библиотеки.

Что означает выражение "сорок сороков"? "Храмы (около 1000) разделены были на староства или благочиния, именовавшиеся образно "сороками", хотя в каждом число церквей было менее 40. Деление на сороки было впервые учреждено стоглавым собором 1551 г. Тогда их было 7: Кремлевский, Китай-городский, Замоскворецкий, Пречистенский, Сретенский, Никитский, Ивановский. "Сорок сороков" - так именовался в ту пору всемосковский крестный ход, на который духовенство собиралось по сорокам. Позже деление на сороки уступило место благочинным округам" (см.: Сорок сороков. - М., 1992. - С. 6. - Из словаря Даля).

На протяжении веков храмы подновлялись, перестраивались и даже упразднялись. Первоначально церкви в Москве были деревянные и возводились без гвоздей, быстро. К XVII в. относится легенда о том, что во время засухи москвичи дали обет - выстроить церковь во славу Ильи Пророка за один день, т. е. "обыдень". Церковь возвели (появился храм Ильи Обыденного), дождь пошёл, а переулки рядом с церковью и по сей день носят название Обыденских.

Первый каменный храм - Успенская церковь - был заложен в Москве 4 августа 1326 г., а в 1327 г. были заложены ещё 5 каменных храмов. Москва стала великокняжеским городом, а храмы подчёркивали её величие. Один из них - храм Спаса на Бору 1330 г. в Кремле - сохранялся до 1933 г. Храм уцелел во время татарского нашествия, во время пожара 1812 г., но 1 мая 1933 г. был разрушен. Вот что написано о нём в путеводителе начала XX в.: "В настоящее время храм окружён надстройками и пристройками 1350 и 1527 годов с позднейшими переделками и реставрациями. От древнего храма, в виде прямоугольника с четырьмя столбами внутри, сохранилась кладка стен из белого камня, высотою около 2 аршин. По уцелевшему плану и сохранившейся древней наружной обработке стен и входов определяется ранний московский стиль храма, очень простой и близкий по приёму к Владимиро-Суздальским храмам 12 - 13 веков" (см.: По Москве. - М., 1917,1991.-С. 51-52).

После уже итальянскими и русскими мастерами в Кремле возводятся соборы, сохранившиеся и по сей день. Отдельным этапом в развитии московской архитектуры являются шатровые храмы (XV - XVI вв.): такие шедевры, как Дьяковская церковь и Покровский собор. В XVII в. с возникновением новых тенденций - светскости, декоративности, запрещения шатровых форм - возникает уникальное московское барокко, "дивное узорочье". В XVIII в. появляются храмы в стиле европейского барокко и классицизма. В XIX в., после пожара, стиль ампир "охватывает" самые разнообразные сооружения. Вторая половина XIX в. отмечена поиском нового стиля в архитектуре. Кроме светских зданий, появляются и культовые сооружения в эклектическом стиле, а затем и в стиле модерн.

Наталья Сосновская

Комментариев нет:

MoscoWorld : Moscow Kremlin Panorama